1.Паспорт

Наименование программы

Программа развития муниципального образовательного учреждения основной общеобразовательной школы с.Камынина Белинского района Пензенской области

Разработчики программы

Педагогический коллектив общеобразовательного учреждения

 Исполнители программы

Администрация, педагогический коллектив, ученический коллектив, родители

Кем принята программа

Программа утверждена педагогическим советом общеобразовательного учреждения    пр. № 1   от 29.08.2009

Цель программы

Формирование компетентной, духовно- нравственной личности, способной к самоопределению в обществе

Основные задачи программы

-применение информационных  технологий в обучении и воспитании  обучающихся;

- формирование у обучающихся гражданской позиции;

- создание условий для повышения качества образования;

- создание условий для поддержки и развития индивидуальных способностей обучающихся;

- повышение познавательной активности обучающихся;

- обеспечение безопасности образовательного учреждения и здоровья детей

Ожидаемые результаты реализации программы

- качественное обновление содержания обучения и воспитания обучающихся;

- повышение профессионального мастерства и качества труда педагогических работников;

- повышение качества знаний

Срок действия программы

2011-2015 гг.

Этапы реализации программы

1 этап. Ориентировочный   2011 г.

Выявление перспективных направлений развития школы

2 этап. Основной  2011-2014 гг.

3 этап. Обобщающий  2014-2015г.г.

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы

 

Структура программы

1. Паспорт программы.

2. Информационная справка.

3. Содержание проблем  и обоснование целей, задач, направлений развития образовательного учреждения.

4. Концепция развития  в условиях сельской школы.

5. Стратегия и тактика перевода школы в желаемое состояние.

6. План действий по реализации программы.

7. Управление процессом реализации программы.

8. Организация контроля за выполнением программы.

 

 

 

 

 

 

2. Информационная справка

         Характеристика  муниципального образовательного учреждения основной общеобразовательной школы  с. Камынина Белинского района Пензенской области.  

  • Юридический адрес, телефон:  442254 Пензенская область, Белинский район, с-Камынино,  ул.Мира д.№2;  e-mail sh-kaminino17@yandex.ru; сайт http ://sh-kaminino17.narod2.yandex.ru/        
  • Учредитель образовательного учреждения:    отдел образования Белинского района  Пензенской области.                                                                                                                                        
  • Организационно – правовая форма:  муниципальное  учреждение .     
  • Тип образовательного учреждения:  общеобразовательное учреждение.                                          
  • Вид образовательного учреждения:  основная общеобразовательная школа.  
  • Лицензия серия А  №226738, регистрационный №8900  от «12»  ноября 2007г.  выдана Министерством образования и науки Пензенской областидействительна до «12» ноября 2012г.                                                        
  • Свидетельство о государственной аккредитации  серия ГА  № 020016, регистрационный №4935 от «12» мая 2009г. выдана  Министерством образования Пензенской области.
  • Реализуемые образовательные  программы

     1. Начальное общее образование

     2. Основное общее образование

     3. Программы дополнительного образования детей следующих                    направленностей:

 

                    - физкультурно –спортивной,

                    - художественной,

                    - туристско – краеведческой,

                    - эколого – биологической.    

 

 

  • Контингент обучающихся

Классы

1

2

3

4

Всего 1-4

5

6

7

8

9

Всего

5-9

Всего

1-9

 

Количество

классов

1

1

1

1

4

1

1

1

1

1

5

9

Число

 учащихся

2

3

7

3

15

11

8

3

4

14

40

55

 

В школе отлажена система домашнего обучения детей, имеющих проблемы со здоровьем. Занятия с данными учащимися строится по индивидуальной форме обучения. На начало 2009/2010уч.года 1 учащийся на индивидуальном обучении.

 

 

 

Социальный паспорт школы:

год

2008-2009

2009-2010

Всего

50

49

Неполных семей

7

7

Многодетных семей

1

--

Детей под опекой

2

1

Приемных семей

--

--

Детей-инвалидов

1

1

Социально-опасных семей

1

1

Семей, требующих повышенного внимания

4

2

Трудных учащихся на внутришкольном учете

2

2

Трудных учащихся в ПДН

---

---

 

 

 

Кадровый потенциал МОУ ООШ с.Камынина

  • Уровень образования педагогических работников.

Высшее образование (в том числе педагогическое) чел./%

Среднее профессиональное (в том числе педагогическое) чел./

6/55%

5/45%

Количество педагогов, обучающихся заочно в педагогических

образовательных учреждениях   _1_ .

  • Уровень квалификации педагогических работников.

Высшая

квалификационная категория

чел./%

Первая квалификационная категория

чел./%

Вторая квалификационная категория

чел./%

1/9%

9/82%

----

  • Стаж работы.

До 2 лет

 

От 2 до 5    лет

чел./%

От 5 до 10

лет

чел./%

От 10 до 20 лет

чел./%

Свыше 20 лет

чел./%

Средний

педстаж

-----

1/9%

-

4/36%

6/55%

20

  • Возраст педагогических работников

До 30 лет

чел./%

От 30 до

40 лет

От 40 до 50 лет

От 50 до 60 лет

Свыше 60 лет

Средний возраст

Работающих пенсионеров

по  возрасту

1/9%

4/37%

5/45%

1/9%

-

40

1

  • Количество педагогов, прошедших курсы повышения  квалификации за последние  5 лет (человек / % от общего числа)  11/100%.

 

 

 

 

 

 

III.Содержание проблемы и обоснование целей, задач, направлений развития образовательного учреждения

      Программа развития, разработанная педагогическим коллективом школы на период 2011-2015 гг., представляет собой долгосрочный нормативно - управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся, отражает особенности организации  кадрового и методического обеспечения педагогического процесса, инновационных преобразований учебно - воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты.

      Школа обязана помочь обучающимся в удовлетворении своих образовательных потребностей, сформировать личность, умеющую рационально мыслить, руководствоваться в жизни общечеловеческими моральными и этическими ценностями.

  В связи с этим, важным представляется требование к такому результату обучения,  как сформированность  учебно- познавательной деятельности, которая , являясь совместной деятельностью, формой сотрудничества взрослого и школьника, обеспечивает протекание познавательных процессов, а также социализации подрастающего поколения.

В соответствии с этим должна измениться роль учителя и ученика в учебно- воспитательном процессе. Ученик должен стать не объектом,  а субъектом, активным соучастником процесса приобретения знаний. Учитель из информатора должен превратиться в организатора учения.  Правильно организованная учебно- воспитательная деятельность способствует подготовке  образованных людей, отвечающим потребностям общества, развитию духовных ценностей.

   Сильные стороны образовательной деятельности школы

      По организации учебно-воспитательного процесса

- все обучающиеся охвачены организованным общим образованием, за последние пять лет ни один обучающийся не выбыл из школы без уважительной причины, все выпускники получили аттестаты;

- школа успешно прошла все процедуры  лицензирования и аккредитации, это значит, что в школе созданы все необходимые условия для качественного выполнения государственных стандартов образования;

- оборудованы учебные кабинеты, компьютерный класс, мастерская, библиотека.

-  в школе работают кружки, функционирует орган ученического самоуправления для обучающихся;

     Система дополнительного образования школы ис­пользуется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности.

Распределение учащихся в кружках, охват по интересам

 

Название кружка, секции

Кол – во

детей

% от общего числа

1.

Юный историк

4

7

2.

Экология растений

8

14

3.

Умелые руки

15

27

4.

Аэробика

19

35

5.

Теннис

4

7

6.

Легкая атлетика

14

25

7.

Волейбол

12

22

8.

Баскетбол

14

25

        

   По уровню ресурсного обеспечения

  Кадровое

              Школа полностью укомплектована руководящими и педагогическими кадрами, обеспечивающими стабильное функционирование и развитие данного образовательного учреждения. Администрация школы создала такие условия, когда каждый работник имеет возможность на своём рабочем месте выразить себя, показать собственные способности, испытывать собственную значимость за результаты своего труда, ценность вклада в решение стратегических  и тактических задач школы. В школе разработано положение о материальном стимулировании, способствующее созданию в коллективе здорового морально - психологического климата, обеспечивающее равное условие для реализации возможностей каждого члена педагогического коллектива и справедливого распределения вознаграждения.

  Информатизация учебно - организационного процесса в школе

  В школе создана и развивается по мере финансирования достаточная информационно- аналитическая база:

- имеется компьютерный класс, оснащённый компьютерной, медиатехникой;

- локальная сеть;

- педагоги школы проходят курсы по овладению компьютерной техникой, эффективному использованию ИКТ в учебном процессе;

- администрация, педагогический коллектив школы активно используют компьютерную технику, мультимедиа, Интернет в управленческой деятельности, педагогической диагностике, учебно- воспитательном процессе;

- обучающиеся школы овладевают основами компьютерной грамотности, а в старшем звене компьютер становится неотъемлемым средством получения дополнительной информации, помощником в составлении творческих проектов, других форм учебной и внеклассной деятельности.

  Материально- техническое обеспечение

- ежегодно в школе проводится косметический ремонт;

-действует система противопожарной безопасности.

      Проблемы школы:

- с одной стороны, деятельность школы оценивается по результатам участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, а с другой- далеко не каждый ученик способен в них участвовать, а школа должна обеспечить успешность каждому ученику;

- требуется, чтобы выпускник школы свободно владел знаниями и умениями для осуществления познавательной деятельности, проявлял творческую активность, обладал потребностью применять знания на практике и способностью сознательно выбирать собственную позицию - с другой стороны, школа недостаточно обеспечивает подготовку выпускника с данными качествами, что не отвечает и потребностям общества;

- анализ ресурсного обеспечения выявил разрыв между уровнем профессиональной подготовки педагогических кадров и требуемой профессиональной компетентностью педагогов для работы в режиме информатизации, требуется индивидуальная работа со стороны администрации школы с этими членами педагогического коллектива в этом направлении;

- есть определённый процент родителей, равнодушных к образованию своих детей, не участвующих в делах школы.

 

IV. Концепция развития  в условиях сельской школы

Характеристика требований социума к образовательным услугам школы

 

        Существует острая потребность в образовательном учреждении на селе, которое смогло бы бережно хранить нравственные ценности, воспитывать в детях высокие духовные потребности, любовь и уважение  к прошлому своего села, своих земляков. Но наряду с этим одной из  главных задач школы является удовлетворение образовательных запросов обучающихся и их родителей через повышение качества образования.

       В интересах социального развития села необходимо, с одной стороны, естественная включённость учителей и обучающихся в различные сферы сельской жизни (производственную, социальную, культурную), а с другой стороны – включённость жителей в процесс образования детей и их социальной защиты через государственно- общественные формы управления.

   Стратегической целью образовательной деятельности  школы является создание условий для воспитания жизнеспособной личности, адаптированной к современной социально- экономической реальности при имеющихся общественных отношениях в сельском социуме.

   Отличительной особенностью школы является:

- опыт общения детей ограничен численностью;

- сельский школьник более приближен к природной среде, что положительно влияет на формирование личности;

- ограничены возможности для развития художественных,  музыкальных способностей, занятий различными видами спорта;

- на селе сохраняется более низкий уровень образования родителей, следовательно, более низкий уровень культуры взрослых, которые окружают ребёнка, что сказывается  на развитии способностей, уровня знаний и кругозоре детей.

   Деятельность школы предполагает инновационные направления педагогической работы:

-создание единого образовательного  и воспитательного пространства, позволяющего системно и целенаправленно заниматься воспитанием;

- дифференциация и индивидуализация, рассчитанные на разноуровневый  подход к обучению школьников.

    За последние годы в школе накоплен положительный опыт изменений,  которые дали возможность сделать шаг вперёд: продуктивная работа над методическими темами, опыт проведения педсоветов в нетрадиционной форме, работа по сохранению здоровья обучающихся, взаимодействие школы с родителями.

   Основными направлениями школы являются:

- использование информационных технологий в учебно- воспитательном процессе;

- создание единого образовательного и воспитательного пространства, позволяющего системно и целенаправленно заниматься воспитанием  ребёнка в условиях сельского социума;

-  сохранение и укрепление здоровья.

Школа активно реализует такие формы внешних связей на уровне района:

- проведение семинаров, творческих отчётов;

- участие педагогов школы в различных проектах;

- постоянное участие обучающихся и педагогов в конкурсах и соревнованиях различного уровня.

Принципами, лежащими в основе деятельности системы управления школой, являются:

- коллегиальность в управлении в сочетании с единоначалием и персональной ответственностью каждого члена педагогического коллектива;

- моральное и материальное стимулирование творчески работающих учителей;

- принцип «ответственного участия» в процессе принятия решений.

Модель будущего выпускника

       Модель выпускника нашей школы выстраивалась на основе анкетирования родителей, педагогов и самих учащихся, а также на основе имеющихся наработок, проектов концепций развития школы России.

        С целью выявления модели выпускника было проведено анкетирование учащихся, родителей и педагогов школы.

Учащиеся на вопрос, « Какими качествами, на твой взгляд, должен обладать выпускник школы?» ответили:

- быть целеустремленным 46% ;

- обладать знаниями – 36%;

- быть предприимчивым –9%;

- образованным –6%;

- отзывчивым, честным – 3%;

Родители на вопрос, « Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка по окончании школы? Какими качествами должен обладать он как выпускник школы?» ответили:

- обладать запасом знаний – 25%;

- быть подготовленным к  самостоятельной жизни – 15%;

- быть воспитанным – 15%;

- добрым, умеющим сопереживать – 15%;

-  быть способным продолжить образование в ВУЗе – 10%;

- быть современно образованным – 10%;

- честным, порядочным, целеустремленным -5%;

- быть гражданином – 5%.

Педагоги школы, продолжая предложение «Выпускник нашей школы должен обладать - …» дали следующие варианты ответов:

- багажом знаний и опыта – 42%;

- воспитанным – 26 %;

- дополнительными умениями и навыками (танцевать, петь, вышивать и т.д.) – 16%;

- способностью найти своё место в суровой действительности- 8%.

            Итак, основными параметрами, характеризующими личность выпускника школы, являются:

1. Человек творческий, способный к саморазвитию, сохраняющий интерес к познанию мира, человека во всем их многообразии.
2. Человек свободный, способный самоопределяться в окружающей его действительности, уважающий достоинство и права других людей, умеющий осуществлять совместную деятельность с другими людьми, сознающий необходимость сохранения всего живого на Земле, знающий и любящий свою малую и большую Родину.
3. Человек, приобщенный к духовной культуре человечества, ориентирующийся в событиях мира, способный участвовать в межнациональном общении, знающий традиции, обычаи, правила, необходимые в общении с другими людьми.
4. Человек, обладающий навыками и приемами умственного труда, умеющий организовывать свою деятельность, экономически и психологически грамотный.
5. Человек, бережно относящийся к своему здоровью, ценящий жизнь свою и окружающих, имеющий умения и навыки по сохранению своего физического и психологического здоровья, навыки самообслуживания.

            Таким образом, программа развития школы призвана способствовать становлению выпускника как компетентной, социально и культурно интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности.

V. Стратегия и тактика перевода школы в желаемое состояние.

 

Исходя из выявленных проблем, выдвигаются следующие группы задач, связанные с дальнейшим развитием школы.

1. КАДРЫ :     
            а) повышение мотивации педагогов школе на использование новых информационных образовательных   технологий;
            б)  повышать квалификацию педагогических кадров школы;

           в) формирование нормального микроклимата в школе среди педагогов и учащихся и использование принципов сотрудничества.

 

 2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА:

а) совершенствовать материально-техническую базу школы, оснащая кабинеты
    наглядными, раздаточными, дидактическими материалами, пособиями, мебелью;
б) информация образования;
в) благоустройство территории школы, спортивной площадки.

 

3.       ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИ И ДУХОВНО ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ:

а) укреплять физическое,  психологическое,  духовное здоровье учащихся;
б) совершенствовать организацию питания;
в) развивать сотрудничество школы и семьи  в организации различных форм
работы по пропаганде ЗОЖ, по сохранению и укреплению здоровья;

г)  формировать ЗОЖ, использовать здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочной деятельности;
е) проводить профилактику правонарушений среди подростков

 

4.       ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

           а) совершенствовать учебные планы и программы по предметам;
           б) развивать взаимодействие учебных дисциплин на основе межпредметных связей;
           в) совершенствовать формы и методы контроля за качеством знаний уч-ся;
           г) использовать инновационные методы в обучении и воспитании уч-ся;
           д ) внедрять компьютерные технологии в учебно-воспитательном процессе.

 

5.       РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ:

           а) привлекать уч-ся к творческим конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным
               марафонам, соревнованиям  и т.д.
           б) создавать творческую атмосферу в школе путем введения факультативов, открытия кружков, секций и т.д.
           в) совершенствовать работу с одаренными детьми, равно как и с нуждающимися в    коррекции.

 

6.       РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ:

        а)совершенствовать деятельность органов ученического самоуправления;
 

  7.   СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ:

 а)  вовлекать родителей и общественность в учебно-воспитательный процесс через
      родительские собрания, совместные творческие дела, организацию кружков, клубов, секций;
 б)  повышать психолого-педагогические знания родителей через семинары, собрания, лектории,  конференции, открытые уроки, индивидуальные и игровые консультации;

  в)  привлекать родительскую общественность к оказанию  помощи школе в
       укреплении материально-технической базы;
  г)  привлекать родительскую общественность к работе с ассоциальными семьями.

 

VI. План действий по реализации программы

 

№ п/п

Основные мероприятия

Сроки

Ответственный

1. Сохранение и развитие действующей системы образования в школе

1.

Обеспечение сохранения единой системы с целью получения среднего общего образования с учётом запросов обучающихся и социального заказа

До 2015 г.

администрация

2.

Изучение социального заказа родителей:

- тестирование;

- собеседование

ежегодно

Администрация, кл. руководители

3.

Учёт детей дошкольного и школьного возраста

ежегодно

Администрация, учителя

4.

Предпрофильное обучение в 9 классе через выбор обучающимися элективных курсов

ежегодно

Администрация, кл. руководители

5.

Внедрение цифровых образовательных ресурсов в учебную работу образовательного учреждения

2011-2015

Администрация, учителя- предметники

6

Организация контроля выполнения всеобуча

постоянно

администрация

7

Организация подготовки обучающихся 9 класса к итоговой аттестации

ежегодно

Администрация, учителя- предметники

8.

Вовлечение обучающихся в проектную деятельность с использованием средств ИКТ (создание презентаций, сайтов, программ для компьютерной поддержки уроков)

2011-2015 гг.

Учителя- предметники

9.

Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ

ежегодно

Администрация

10.

Использование медиатеки для повышения наглядности преподавания отдельных предметов

ежеголно

Учителя- предметники

11.

Подготовка докладов, сочинений, рефератов по отдельным темам с использованием материалов медиатеки

ежегодно

Учителя- предметники

12.

Применение новых информационных технологий для управления качеством образования

ежегодно

администрация

2. Совершенствование воспитательной системы

1.

Активизация деятельности ученического самоуправления

постоянно

Администрация, кл. руководители

2.

Создание условий для самореализации детей через сеть дополнительных образовательных услуг

2011-2015 гг.

Администрация

3.

Реализация воспитательной работы по следующим направлениям:

- духовно- нравственное;

- военно- патриотическое;

- туристско- краеведческое;

- экологическое;

- здоровьесберегающее

2011-2015

Администрация

3. Создание здоровьесберегающей среды в образовательном процессе

1.

Проведение мониторинга состояния здоровья обучающихся на основании медицинского обследования

ежегодно

Администрация школы, фельдшер

2.

Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий

2011-2015 гг.

Администрация, кл. руководители, учителя- предметники

3.

Проведение Дней здоровья в школе

ежегодно

Администрация

4.

Организация летнего оздоровительного лаг… Продолжение »

© SHKaminino