1.Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступениначального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитанияобучающихся является также концептуальной и методической основой для разработкии реализации образовательным учреждением собственной программы духовно-нравственногоразвития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования сучётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических,демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектовобразовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, ценностей,содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализацииобучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования,традиционными религиозными и другими общественными организациями, развитияученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношескихдвижений и объединений, спортивных и творческих клубов.
Программа духовно-нравственного развития и воспитаниянаправлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающеговоспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельностьобучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральныхприоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельностишколы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа духовно-нравственного развития и воспитанияобучающихся содержит восемь разделов.
В первом разделе определены цель и задачи духовно-нравственногоразвития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования,сформулирован современный воспитательный идеал, на достижение которого должныбыть направлены совместные усилия школы, семьи и других институтов общества.
Во втором разделе определены основные направления духовно-нравственногоразвития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:
·воспитаниегражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностямчеловека;
·воспитание нравственныхчувств и этического сознания;
·воспитание трудолюбия,творческого отношения к учению, труду, жизни;
·воспитание ценностногоотношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
·воспитание ценностного отношения к прекрасному,формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическоевоспитание).
В каждом направлении раскрыта соответствующая системабазовых ценностей.
В третьем разделе формулируются принципы и раскрываютсяособенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитанияобучающихся на ступени начального общего образования, определяетсяконцептуальная основа уклада школьной жизни.
Четвёртый раздел раскрывает основное содержание духовно-нравственногоразвития и воспитания обучающихся по каждому из направлений организациивоспитания в начальной школе. Содержание представлено в виде важнейших содержательныхкомпонентов воспитания, обучения и развития обучающихся, их коммуникативной,информационной, проектной, социальной деятельности.
В пятом разделе по каждому из основных направленийдуховно-нравственного развития и воспитания приведены виды деятельности и формызанятий с обучающимися на ступени начального общего образования.
В шестом разделе определены условия совместнойдеятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественнымиинститутами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.
В седьмом разделе раскрыты принципы и основные формыповышения педагогической культуры родителей (законных представителей)обучающихся.
В заключительном, восьмом разделе по каждому из основныхнаправлений духовно-нравственного развития и воспитания определены планируемыевоспитательные результаты.
1.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития ивоспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Целью духовно-нравственного развития и воспитанияобучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическаяподдержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентногогражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающегоответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных икультурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитанияобучающихся на ступени начального общего образования:
В области формирования личностной культуры:
·формированиеспособности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой,предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основенравственных установок и моральных норм, непрерывного образования,самовоспитания и универсальной духовно‑нравственной компетенции — «становитьсялучше»;
·укреплениенравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях,внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
·формирование основнравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьникаформулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственныйсамоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственнуюоценку своим и чужим поступкам;
·формированиенравственного смысла учения;
·формирование основморали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения,обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном инедопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки,самоуважения и жизненного оптимизма;
·принятие обучающимсябазовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
·формированиеэстетических потребностей, ценностей и чувств;
·формированиеспособности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию,проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
·формированиеспособности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основеморального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
·развитие трудолюбия, способности к преодолениютрудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
·формирование основ российской гражданской идентичности;
· пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личнойответственности за Отечество;
·воспитание ценностногоотношения к своему национальному языку и культуре;
·формированиепатриотизма и гражданской солидарности;
·развитие навыковорганизации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками,родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
·укрепление доверия кдругим людям;
·развитиедоброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей исопереживания им;
·становлениегуманистических и демократических ценностных ориентаций;
·формированиеосознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям ирелигиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
·формирование толерантности и основ культурымежэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям,истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
·формирование отношенияк семье как основе российского общества;
·формирование уобучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливогоотношения к старшим и младшим;
·формированиепредставления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
·знакомство обучающегося с культурно-историческими иэтническими традициями российской семьи.
1.2.Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития ивоспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитанияобучающихся на ступени начального общего образования классифицированы понаправлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрываетодну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданинаРоссии.
Каждое из направлений духовно-нравственного развития ивоспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальныхценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.
Организация духовно-нравственного развития и воспитанияобучающихся осуществляется по следующим направлениям:
·Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения кправам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю;служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон иправопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие клюдям, институтам государства и гражданского общества.
·Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни;справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважениедостоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота ипомощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свободасовести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовнойкультуре и светской этике.
·Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению,труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание;стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость;бережливость; трудолюбие.
·Воспитание ценностного отношения к природе, окружающейсреде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планетаЗемля; экологическое сознание.
·Воспитание ценностного отношения к прекрасному,формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическоевоспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека;эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления духовно-нравственного развития ивоспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности наоснове отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
1.3. Принципы и особенности организации содержаниядуховно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начальногообщего образования
Принцип ориентации на идеал. Идеал – этовысшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива,социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходнаястепень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслывоспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях ислужат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного исоциального развития личности. В содержании программы духовно-нравственногоразвития и воспитания обучающихся начальной школы актуализированы определённыеидеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в томчисле в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают емунравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельностиразличных субъектов воспитания и социализации.
Аксиологический принцип. Ценностиопределяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитанияличности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности станетсодержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности.Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается сопределения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательногопроцесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которойобучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.
Принцип следования нравственному примеру. Следованиепримеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модельвыстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образецценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса,внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примераминравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширитьнравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нёмнравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построениисобственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальнуювозможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируетсяустремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретнымжизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственногоразвития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация— устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим нанего. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятиедействительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность кидентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированныеидеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природныхявлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с тойситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являютсядейственными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. Вформировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общениемладшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями),учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого ввоспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогическойоснове. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанникасвободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагаеткак истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания кморализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организациюсредствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработкаличностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны внедиалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимымвзрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. Всовременных условиях процесс развития и воспитания личности имеетполисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён вразличные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, всодержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности имировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно-нравственногоразвития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательногоучреждения должна быть по возможности согласована на основе цели, задач иценностей программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся наступени начального общего образования.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание,направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всемукладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной,общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержанияразличных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственногоразвития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов иценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос,превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие?закон? честь? Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошаниеобщественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решениявоспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и родителями, инымисубъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:
·общеобразовательныхдисциплин;
·произведений искусства;
·периодическойлитературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
·духовной культуры ифольклора народов России;
·истории, традиций исовременной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
·жизненного опыта своихродителей (законных представителей) и прародителей;
·общественно полезной иличностно значимой деятельности в рамках педагогически организованныхсоциальных и культурных практик;
·других источников информации и научного знания.
.
Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной,общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в видевопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываютсяв содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни. Ценностине локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или видаобразовательной деятельности. Они пронизывают всё содержание образования, весьуклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека,личности, гражданина. Система идеалов и ценностей создаёт смысловую основупространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространствеснимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй,школой и обществом, школой и жизнью.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основууклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную,социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Обучающийся испытывает большое доверие к учителю. Длянего слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение.Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностьюформирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности,нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогоми детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития ивоспитания последних.
Родители (законные представители), так же как и педагог,подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение вдуховно-нравственном развитии и воспитании личности.
Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизниобучающегося множеством примеров нравственного поведения, которые широкопредставлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционныхрелигий, истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации,литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержаниикаждого из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания должныбыть широко представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизникак из прошлого, так и из настоящего, в том числе получаемые при общенииобучающихся с людьми, в жизни которых есть место духовному служению иморальному поступку.
Наполнение уклада школьной жизни нравственными примерамиактивно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенноразрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной формеобрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другиеисточники информации.
Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры сабсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через укладшкольной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или инуюценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтомупедагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника естьодно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственногосамоопределения пробуждается самое главное в человеке — совесть, егонравственное самосознание.
Духовно-нравственное развитие и воспитание должныпреодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созреваниемладших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнкавключиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села,города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезнойд… Продолжение »