…еятельности детей и взрослых, младших и старших детей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся,содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. Вусловиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное

будущее превратилось в реальную проблему: они егонедостаточно осознают, потому что мало действуют, нередко «застревают» впространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрииразвлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную. Важнымусловием духовно-нравственного развития и полноценного социального созреванияявляется соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременнойсоциализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир,второе — внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходитчерез осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с однойстороны, нравственное здоровье личности, с другой — бесконфликтное,конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

1.4. Основное содержание духовно-нравственного развития ивоспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения кправам, свободам и обязанностям человека:

·элементарные представления о политическом устройстве Российскогогосударства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

·представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге игербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательноеучреждение;

·элементарные представления об институтах гражданского общества, овозможностях участия граждан в общественном управлении;

·элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

·интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека вобществе;

·уважительное отношение к русскому языку как государственному, языкумежнационального общения;

·ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

·начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе,о единстве народов нашей страны;

·элементарные представления о национальных героях и важнейших событияхистории России и её народов;

·интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России,субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находитсяобразовательное учреждение;

·стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села,города;

·любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

·уважение к защитникам Родины;

·умение отвечать за свои поступки;

·негативное отношение к нарушениям порядка в классе,дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

·первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

·различение хороших и плохих поступков;

·представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, наулице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

·элементарные представления о религиознойкартине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в историии культуре нашей страны;

·уважительное отношение кродителям, старшим, доброжелательное отношение к

сверстникам и младшим;

·установление дружеских взаимоотношений вколлективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

·бережное, гуманное отношение ко всемуживому;

·знание правил этики, культуры речи;

·стремление избегать плохих поступков, некапризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке ипроанализировать его;

·представления о возможном негативном влияниина морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино,телевизионных передач, рекламы;

·отрицательное отношение каморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числев содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Воспитание трудолюбия, творческогоотношения к учению, труду, жизни:

·первоначальные представления о нравственныхосновах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизничеловека и общества;

·уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

·элементарные представления об основныхпрофессиях;

·ценностное отношение к учёбе как видутворческой деятельности;

·элементарные представления о роли знаний,науки, современного производства в жизни человека и общества;

·первоначальные навыки коллективной работы, втом числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

·умение проявлять дисциплинированность,последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовыхзаданий;

·умение соблюдать порядок на рабочем месте;

·бережное отношение к результатам своеготруда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

·отрицательное отношение к лени инебрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Воспитание ценностного отношения кприроде, окружающей среде (экологическое воспитание):

·развитие интереса к природе, природнымявлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

·ценностное отношение к природе и всем формамжизни;

·элементарный опыт природоохранительнойдеятельности;

·бережное отношение к растениям иживотным.

Воспитание ценностного отношения кпрекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях(эстетическое воспитание):

·представления о душевной и физическойкрасоте человека;

·формирование эстетических идеалов, чувствапрекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

·интерес к чтению, произведениям искусства,детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

·интерес к занятиям художественным творчеством;

·стремление к опрятному внешнему виду;

·отрицательноеотношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

 

1.5.·Видыдеятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общегообразования

Воспитание гражданственности,патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

·получение первоначальных представлений оКонституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой —Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта РоссийскойФедерации, в котором находится образовательное учреждение (на плакатах,картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов), ·ознакомление сгероическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явившихпримеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, собязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов,путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданскогои историко-патриотического содержания)

·ознакомление с историей и культурой родногокрая, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором,особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр,просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий,путешествий, туристско-краеведческих экспедиций,);

·знакомство с важнейшими событиями в историинашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессебесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовкеи проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам);

·знакомство с деятельностью общественныхорганизаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношескихдвижений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе посильногоучастия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескимиорганизациями);

·участие в просмотре учебных фильмов,отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российскойармии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотическогосодержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр наместности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

·получение первоначального опытамежкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разныхнародов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (впроцессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурныхпраздников);

·участие во встречах и беседах свыпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собойдостойные примеры гражданственности и патриотизма.

Воспитание нравственных чувств иэтического сознания:

·получение первоначального представления обазовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российскихнародов (в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов,бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности,такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции,художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традициинародов России);

·ознакомление по желанию обучающихся и ссогласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционныхрелигиозных организаций (путём проведения экскурсий в места богослужения, добровольногоучастия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиознымидеятелями);

·участие в проведении уроков этики,внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормахморально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникамприобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

·ознакомление с основными правилами поведенияв школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков(в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения иобсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разныхлюдей);

·усвоение первоначального опыта нравственныхвзаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения — овладениенавыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам,старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке,участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;

·посильное участие в делах благотворительности,милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живыхсуществах, природе;

·получение первоначальных представлений онравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях ипрародителях);

·расширение опыта позитивноговзаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников,выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями)творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи,воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность междупоколениями).

Воспитание трудолюбия, творческогоотношения к учению, труду, жизни.

В процессе изучения учебныхдисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальныепредставления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека иобщества:

·участвуют в экскурсиях по микрорайону,городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различнымипрофессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч спредставителями разных профессий;

·узнают о профессиях своих родителей(законных предтавителей) и прародителей, участвуют в организации и проведениипрезентаций «Труд наших родных»;

·получают первоначальные навыкисотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми,взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономическихигр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий,проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, городамастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед детьми широкийспектр профессиональной и трудовой деятельности);

·приобретают опыт уважительного и творческогоотношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческихдостижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставленияобучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде);

·учатся творчески применять знания,полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета«Технология», участия в разработке и реализации различных проектов);

·приобретают начальный опыт участия вразличных видах общественно полезной деятельности на базе образовательногоучреждения и взаимодействующих с ним учреждений дополнительного образования,других социальных институтов (занятие народными промыслами,природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственныхмастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, другихтрудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так иразновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время);

·приобретают умения и навыки самообслуживанияв школе и дома;

·участвуют во встречах и беседах свыпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавшихдостойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду ижизни.

Воспитание ценностного отношения кприроде, окружающей среде (экологическое воспитание):

·усвоение элементарных представлений обэкокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуренародов России, других стран, нормах экологической этики, об экологическиграмотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных ивариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);

·получение первоначального опыта эмоционально-чувственногонепосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведенияв природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий породному краю);

·получение первоначального опыта участия вприродо-охранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке,экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб,очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельностишкольных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей; участие всоздании и реализации коллективных природоохранных проектов;

·посильное участие в деятельности детско-юношескихобщественных экологических организаций;

·усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия сприродой (при поддержке родителей (законных представителей) расширение опытаобщения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями(законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства).

Воспитание ценностного отношения к прекрасному,формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическоевоспитание):

·получение элементарных представлений об эстетических идеалах ихудожественных ценностях культуры России, культур народов России (в ходеизучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, посредством встреч спредставителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства,к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтногодизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства вмузеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);

·ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культурыродного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходеизучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческойдеятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культурывблизи образовательного учреждения, посещение конкурсов и фестивалейисполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованныхнародных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);

·обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том,что окружает обучающихся в пространстве образовательного учреждения и дома,сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, вразличную погоду; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие впросмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе,городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мирачерез художественные образы;

·обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство сместными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой (участие вбеседах «Красивые и некрасивые поступки», «´ем красивы люди вокруг нас», в беседах опрочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах,компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое отбезобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного);

·получение первоначального опыта самореализации в различных видахтворческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формаххудожественного творчества (на уроках художественного труда и в системеучреждений дополнительного образования);

·участие вместе с родителями (законнымипредставителями) в проведении выставок семейного художественного творчества,музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализациикультурно-досугов

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz