Системаоценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательнойпрограммы начального общего образования

8.1. Общие положения

 

Система оценки достиженияпланируемых результатов освоения основной образовательной программы начальногообщего образования (далее — система оценки) представляет собой один изинструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основнойобразовательной программы начального общего образования и направлена наобеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочнуюдеятельность как педагогов, так и обучающихся.

Оценка на единой критериальнойоснове, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само‑ ивзаимооценки дают возможность педагогам и обучающимся не только освоитьэффективные средства управления учебной деятельностью, но и способствуютразвитию у обучающихся самосознания, готовности открыто выражать и отстаиватьсвою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям,принятию ответственности за их результаты.

В соответствии со Стандартомосновным объектом системы оценки, её содержательной и критериальнойбазой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основнойобразовательной программы начального общего образования.

Система оценки призванаспособствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечениюпреемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциямиявляются ориентация образовательного процесса на достижениепланируемых результатов освоения основной образовательной программы начальногообщего образования и обеспечение эффективной обратной связи,позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Система оценки достиженияпланируемых результатов освоения основной образовательной программы начальногообщего образования предполагает комплексный подход к оценке результатовобразования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх группрезультатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

В соответствии с ТребованиямиСтандарта предоставление и использование персонифицированной информациивозможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иныхпроцедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной(анонимной) информации о достигаемых обучающимисяобразовательных результатах.

Интерпретация результатов оценкиведётся на основе контекстной информации об условиях иособенностях деятельности субъектов образовательного процесса. В частности,итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня идинамики образовательных достижений.

Система оценки предусматривает уровневыйподход к представлению планируемых результатов и инструментарию дляоценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не«идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируядопущенные ошибки и недочёты, формируется сегодня оценка ученика, а необходимыйдля продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорныйуровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровняинтерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение имтребований Стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достиженийведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровняи его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраиватьиндивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

Поэтому в текущей оценочнойдеятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированныеучеником, с оценками типа:

·«зачёт/незачёт»(«удовлетворительно/неудовлетворительно»), т. е. оценкой, свидетельствующей обосвоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий врамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебномматериале;

·«хорошо», «отлично» — оценками,свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанногопроизвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (илиизбирательности) интересов, с оценкой «удовлетворительно» (зачёт).

Это не исключает возможностииспользования традиционной системы отметок по 5‑балльной шкале.

В процессе оценки используютсяразнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга(стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы,творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

8.2.Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов

Оценка личностных результатовпредставляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в ихличностном развитии, представленных в разделе «Личностные учебные действия»программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступениначального общего образования.

Достижение личностных результатовобеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса,включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

Основным объектом оценки личностныхрезультатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемыхв следующие три основные блока:

·самоопределение — сформированностьвнутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной ролиобучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личностикак чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своейэтнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватнооценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своейличности;

·смыслоообразование — поиск иустановление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимисяна основе устойчивой системы учебно‑познавательных и социальных мотивов;понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», истремления к преодолению этого разрыва;

·морально‑этическая ориентация— знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основепонимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации —учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при еёразрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторовморального поведения.

Основное содержание оценкиличностных результатов на ступени начального общего образования строится вокругоценки:

·сформированности внутренней позицииобучающегося, которая находит отражение в эмоционально‑положительном отношенииобучающегося к образовательному учреждению, ориентации на содержательныемоменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениямии новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем иодноклассниками, — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» какпример для подражания;

·сформированности основ гражданскойидентичности — чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных дляОтечества исторических событий; любовь к своему краю, осо‑знание своейнациональности, уважение культуры и традиций народов России и мира; развитиедоверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

·сформированности самооценки, включаяосознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинахсвоего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки,уважать себя и верить в успех;

·сформированности мотивации учебнойдеятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы,любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем,приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремленияк совершенствованию своих способностей;

·знания моральных норм исформированности морально-этических суждений, способности к решению моральныхпроблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решениеморальной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий другихлюдей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

В планируемых результатах,описывающих эту группу, отсутствует блок «Выпускник научится». Это означает,что личностные результаты выпускников на ступени начального общегообразования в полном соответствии с требованиями Стандарта неподлежат итоговой оценке.

Формирование и достижение указанныхвыше личностных результатов — задача и ответственность системы образования иобразовательного учреждения. Поэтому оценка этих результатов образовательнойдеятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговыхисследований, результаты которых являются основанием для принятияуправленческих решений при проектировании и реализации региональных программразвития, программ поддержки образовательного процесса, иных программ. К их осуществлениюдолжны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательномучреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологическойдиагностики развития личности в детском и подростковом возрасте. Предметомоценки в этом случае становится не прогресс личностного развития обучающегося,а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательногоучреждения, муниципальной, региональной или федеральной системы образования.Это принципиальный момент, отличающий оценку личностных результатов от оценкипредметных и метапредметных результатов.

В ходе текущей оценки возможнаограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов,полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка иконфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности,психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. Такаяоценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развитияобучающихся и включает три основных компонента:

·характеристику достижений и положительныхкачеств обучающегося;

·определение приоритетных задач и направленийличностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблемразвития ребёнка;

·систему психолого-педагогическихрекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию задач начального общегообразования.

Другой формой оценки личностныхрезультатов учащихся может быть оценка индивидуального прогресса личностногоразвития обучающихся, которым необходима специальная поддержка. Эта задача можетбыть решена в процессе систематического наблюдения за ходом психическогоразвития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и возрастнойпериодизации развития — в форме возрастно-психологического консультирования.Такая оценка осуществляется по запросу родителей (законных представителей)обучающихся или по запросу педагогов (или администрации образовательногоучреждения) при согласии родителей (законных представителей) и проводитсяпсихологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в областивозрастной психологии.

Оценка метапредметных результатовпредставляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основнойобразовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебныедействия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебныедействия» программы формирования универсальных учебных действий у обучающихсяна ступени начального общего образования, а также планируемых результатов,представленных во всех разделах подпрограммы «Чтение. Работа с текстом».

Достижение метапредметныхрезультатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательногопроцесса — учебных предметов.

Основным объектом оценкиметапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных,коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственныхдействий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своейпознавательной деятельностью. К ним относятся:

·способность обучающегося принимать исохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическуюзадачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность всоответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средстваеё осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вноситькоррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлятьинициативу и самостоятельность в обучении;

·умение осуществлять информационный поиск,сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

·умение использовать знаково-символическиесредства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решенияучебно-познавательных и практических задач;

·способность к осуществлению логическихопераций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам,к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;

·умение сотрудничать с педагогом и сверстниками прирешении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своихдействий.

Основное содержание оценки метапредметных результатов наступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.·е. тойсовокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способностьобучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включаяорганизацию этого процесса.

Особенности оценки метапредметных результатов связаны сприродой универсальных учебных действий. В силу своей природы, являясьфункционально по сути ориентировочными действиями, метапредметные действиясоставляют психологическую основу и решающее условие успешности решенияобучающимися предметных задач. Соответственно, уровень сформированностиуниверсальных учебных действий, представляющих содержание и объект

оценки метапредметных результатов, может быть качественнооценён и измерен в следующих основных формах.

Во-первых, достижение метапредметных результатов можетвыступать как результат выполнения специально сконструированных диагностическихзадач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного видауниверсальных учебных действий.

Во-вторых, достижение метапредметных результатов можетрассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и какусловие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствамиучебных предметов. Этот подход широко использован для итоговой оценкипланируемых результатов по отдельным предметам. В зависимости от успешностивыполнения проверочных заданий по математике, русскому языку (родному языку),чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам и с учётом характераошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности рядапознавательных и регулятивных действий обучающихся. Проверочные задания,требующие совместной работы обучающихся на общий результат, позволяют оценитьсформированность коммуникативных учебных действий.

Наконец, достижение метапредметныхрезультатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий намежпредметной основе. В частности, широкие возможности для оценкисформированности метапредметных результатов открывает использование проверочныхзаданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы синформацией.

Преимуществом двух последнихспособов оценки является то, что предметом измерения становится уровеньприсвоения обучающимся универсального учебного действия, обнаруживающий себя втом, что действие занимает в структуре учебной деятельности обучающегося местооперации, выступая средством, а не целью активности ребёнка.

Таким образом, оценкаметапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работына межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую илиопосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий инавыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированностиряда коммуникативных и регулятивных действий.

В ходе текущей, тематической,промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных ирегулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходестандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходетекущей оценки целесообразно отслеживать уровень сформированности такогоумения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушатьи слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения ипозиции в отношении объекта, действия, события и др.

Оценка уровня сформированности рядауниверсальных учебных действий, овладение которыми имеет определяющее значение дляоценки эффективности всей системы начального образования (например,обеспечиваемые системой начального образования уровень «включённости» детей вучебную деятельность, уровень их учебной самостоятельности, уровеньсотрудничества и ряд других), проводится в форме неперсонифицированныхпроцедур.

Оценка предметных результатовпредставляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов поотдельным предметам.

Достижение этих результатовобеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебныхпредметов, представленных в обязательной части учебного плана.

В соответствии с пониманием сущностиобразовательных результатов, заложенном в Стандарте, предметные результатысодержат в себе, во-первых, систему основополагающих элементов научногознания, которая выражается через учебный материал различных курсов (далее —систему предметных знаний), и, во-вторых, систему формируемыхдействий с учебным материалом (далее — систему предметныхдействий), которые направлены на применение знаний, их преобразование иполучение нового знания.

Система предметных знаний — важнейшаясоставляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания(знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующегоуспешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорнуюсистему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучениякурсов.

К опорным знаниям относятся, преждевсего, основополагающие элементы научного знания (как общенаучные, так и относящиесяк отдельным отраслям знания и культуры), лежащие в основе современной научнойкартины мира: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы. На ступениначального общего образования к опорной системе знаний отнесён понятийныйаппарат (или «язык») учебных предметов, освоение которого позволяет учителю иобучающимся эффективно продвигаться в изучении предмета.

Опорная система знаний определяетсяс учётом их значимости для решения основных задач образования на даннойступени, опорного характера изучаемого материала для последующего обучения, атакже с учётом принципа реалистичности, потенциальной возможности их достижениябольшинством обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система такихзнаний, умений, учебных действий, которые, во-первых, принципиально не

обходимы для успешного обучения и,во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя, в принципемогут быть достигнуты подавляющим большинством детей.

На ступени начального общегообразования особое значение для продолжения образования имеет усвоениеучащимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку иматематике.

При оценке предметных результатов основную ценностьпредставляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способностьвоспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использоватьэти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Инымисловами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемыеобучающимися, с предметным содержанием.

Действия с предметным содержанием (или предметныедействия) — вторая важная составляющая предметных результатов. Воснове многих предметных действий лежат те же универсальные учебные действия,прежде всего познавательные: использование знаково-символических средств;моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов; действияанализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе —причинно-следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление иинтерпретация информации, рассуждения и т. д. Однако на разных предметах этидействия преломляются через специфику предмета, например, выполняются с разнымиобъектами—с числами и математическими выражениями; со звуками и буквами,словами, словосочетаниями и предложениями; высказываниями и текстами; собъектами живой и неживой природы; с музыкальными и художественнымипроизведениями и т. п. Поэтому при всей общности подходов и алгоритмоввыполнения действий сам состав формируемых и отрабатываемых действий носитспецифическую «предметную» окраску. Поэтому, в частности, различен и вкладразных учебных предметов в становление и формирование отдельных универсальныхучебных действий. Так, например, неоценим вклад технологии в становление иформирование регулятивных учебных действий.

Совокупность же всех учебных предметов обеспечиваетвозможность формирования всех универсальных учебных действий при условии, чтообразовательный процесс ориентирован на достижение планируемых результатов.

К предметным действиям следует отнести также действия,присущие главным образом только конкретному предмету, овладение которыминеобходимо для полноценного личностного развития или дальнейшего изученияпредмета (в частности, способы двигательной деятельности, осваиваемые в курсефизической культуры, или способы обработки материалов, приёмы лепки, рисования,способы музыкальной исполнительской деятельности и др.).

Формирование одних и тех же действий на материале разныхпредметов способствует сначала правильному их выполнению в рамках заданногопредметом диапазона (круга) задач, а затем и осознанному и произвольному ихвыполнению, переносу на новые классы объектов. Это пр

© SHKaminino

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz