Программа формирования культуры здорового и безопасногообраза жизни

Программа формирования культуры здорового ибезопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта —это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностныхориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физическогои психологического здоровья как одного из ценностных составляющих,способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижениюпланируемых результатов освоения основной образовательной программы начальногообщего образования.

Программа формирования культуры здорового ибезопасного образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учётомфакторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

·неблагоприятные социальные, экономические иэкологические условия;

·факторы риска, имеющие место вобразовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровьядетей и подростков от первого к последнему году обучения;

·чувствительность к воздействиям приодновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временнойразрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным,достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлениемнеблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всегонаселения страны в целом;

·активно формируемые в младшем школьномвозрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

·особенности отношения обучающихся младшегошкольного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых увзрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключениемдетей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состоянияболезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать впостели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своегоотношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнкомдеятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений,как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своихактуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что непожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможностиосуществления своих желаний).

Наиболее эффективным путём формированиякультуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая иорганизуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье)самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнкав образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние,знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательнойактивности, питания, правил личной гигиены.

Однако только знание основ здорового образажизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становитсянеобходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательномучреждении.

При выборе стратегии воспитания культурыздоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические ипсихофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуальногоразвития, и

сходя из того, что формирование культурыздорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонентздоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующийсоответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательногоучреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологическогоклимата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективнойфизкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.

Одним из компонентов формирования культурыздорового и безопасного образа жизни является просветительская работа сродителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей(законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программыформирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

 

Программы формирования культуры здорового ибезопасного образа жизни, а также организация всей работы по её реализации  строиться на основе научной обоснованности,последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационнойбезопасности и практической целесообразности.

Задачи программы:

·сформировать представление о позитивных инегативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровьепозитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотрателепередач, участия в азартных играх;

·дать представление с учётом принципаинформационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей(сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления ит. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака,алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии наздоровье;

·сформировать представление об основныхкомпонентах культуры здоровья и здорового образа жизни:

научить выполнять правила личной гигиены иразвить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своёздоровье;

сформировать представление о правильном(здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

сформировать представление о рациональнойорганизации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнкасоставлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

обучить элементарным навыкам эмоциональнойразгрузки (релаксации);

сформировать навыки позитивногокоммуникативного общения;

·научить обучающихся делать осознанный выборпоступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

·сформировать потребность ребёнкабезбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в томчисле связанным с особенностями роста и развития.

Организация работы образовательногоучреждения по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизниосуществляется в два этапа.

Первый этап — анализ состояния и планирование работыобразовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:

·организации режима дня детей, их нагрузкам,питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарныхнавыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

·организации просветительской работыобразовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);

·выделению приоритетов в работеобразовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а такжевозрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

Второй этап — организация работы образовательногоучреждения по данному направлению.

1.·Просветительско-воспитательная работа собучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образажизни, включает:

·внедрение в систему работы образовательногоучреждения дополнительных образовательных программ, направленных наформирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носитьмодульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включатьсяв учебный процесс;

·лекции, беседы, консультации по проблемамсохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;

·проведение дней здоровья, конкурсов,праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здоровогообраза жизни;

·создание в школе общественного совета поздоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов,родителей (законных представителей), представителей детскихфизкультурно-оздоровительных клубов.

2.·Просветительская и методическая работа спедагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленнаяна повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышениеуровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны иукрепления здоровья детей, включает:

·проведение соответствующих лекций,семинаров, круглых столов и т. п.;

·приобретение для педагогов, специалистов иродителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

·привлечение педагогов, медицинскихработников, психологов и родителей (законных представителей) к совместнойработе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

Системная работа на ступениначального общего образования по формированию культуры здорового и безопасногообраза жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданиюздоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной ивнеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительнойработы, реализации образовательной программы и просветительской работы сродителями (законными представителями) — и способствует формированию уобучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья.

 

·соответствие состояния и содержания здания ипомещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормампожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

·наличие и необходимое оснащение помещенийдля питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

·организацию качественного горячего питанияучащихся, в том числе горячих завтраков;

·оснащённость кабинетов, физкультурного зала,спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

·наличие помещений для медицинскогоперсонала;

·наличие необходимого (в расчёте наколичество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов,обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителяфизической культуры, психологи, медицинские работники).

 

Рациональная организация учебной и внеучебнойдеятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебногопроцесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления,создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха,включает:

 

·соблюдение гигиенических норм и требований корганизации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашнихзаданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапахобучения;

·использование методов и методик обучения,адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использованиеметодик, прошедших апробацию);

·введение любых инноваций в учебный процесстолько под контролем специалистов;

·строгое соблюдение всех требований киспользованию технических средств обучения, в том числе компьютеров иаудиовизуальных средств;

·индивидуализация обучения (учётиндивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности),работа по индивидуальным программам начального общего образования;

·ведение систематической работы с детьми сослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья,посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинскихработников.

 

Эффективнаяорганизация физкультурно-оздоровительной работы,

направленная на обеспечение рациональнойорганизации двигательного режима обучающихся, нормального физического развитияи двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышениеадаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихсяи формирование культуры здоровья, включает:

·полноценную и эффективную работу собучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

·рациональную и соответствующую организациюуроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступениначального общего образования;

·организацию занятий по лечебной физкультуре;

·организацию часа активных движений(динамической паузы) между 3‑м и 4‑м уроками;

·организацию динамических перемен,физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышениюдвигательной активности;

·организацию работы спортивных секций исоздание условий для их эффективного функционирования;

·регулярное проведениеспортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад,походов и т. п.).

 

Реализациядополнительных образовательных программ предусматривает:

·внедрение в систему работы образовательногоучреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здоровогообраза жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов,включённых в учебный процесс;

·проведение дней здоровья, конкурсов,праздников и т. п.;

·создание общественного совета по здоровью,включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей(законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу«Образование и здоровье».

Программы, направленные на формированиеценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формыорганизации занятий:

·интеграцию в базовые образовательные дисциплины;

·проведение часов здоровья;

·факультативные занятия;

·занятия в кружках;

·проведение досуговых мероприятий: конкурсов,праздников, викторин, экскурсий и т. п.;

·организацию дней здоровья.

 

Просветительскаяработа с родителями (законными представителями) включает:

·лекции, семинары, консультации, курсы поразличным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам,положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

·приобретение для родителей (законныхпредставителей) необходимой научно-методической литературы;

·организацию совместной работы педагогов иродителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, днейздоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

 

 

 

© SHKaminino

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz