Программа формирования универсальных учебных действийу обучающихся на ступени начального общего образования


Программа формированияуниверсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностногоподхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализацииразвивающего потенциала общего среднего образования, развитию системыуниверсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основаобразовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способностьк саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как освоенияобучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельныхдисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социальногоопыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные отсоответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются,применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видовуниверсальных действий.

Программа формированияуниверсальных учебных действий для начального общего образования:

·устанавливаетценностные ориентиры начального общего образования;

·определяет понятие,функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшемшкольном возрасте;

·выявляет связьуниверсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

·определяет условия,обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихсяуниверсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному иосновному общему образованию.

 

4.1. Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентирыначального образования конкретизируют личностный, социальный и государственныйзаказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоенияосновной образовательной программы, и отражают следующие целевые установкисистемы начального общего образования:

·формированиеоснов гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастностии гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человеказа благосостояние общества;

— восприятия мира какединого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;уважения истории и культуры каждого народа;

·формирование психологическихусловий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности,доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказаниюпомощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим— умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственноемнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

·развитиеценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принциповнравственности и гуманизма:

– принятия и уваженияценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества истремления следовать им;

– ориентации внравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступковокружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) какрегуляторов морального поведения;

– формированияэстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной,отечественной и мировой художественной культурой;

·развитие уменияучиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широкихпознавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания итворчества;

– формирование уменияучиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю,оценке);

·развитиесамостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия еёсамоактуализации:

– формированиесамоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открытовыражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и уменияадекватно их оценивать;

– развитие готовности ксамостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формированиецелеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолениютрудностей и жизненного оптимизма;

– формирование уменияпротивостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью,безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частностипроявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результатытруда других людей.

Реализация ценностных ориентировобщего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательногои личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений,обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решенияжизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

 

4.2. Понятие, функции, состав и характеристикиуниверсальных учебных действий на ступени начального общего образования

Последовательнаяреализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективностиобразования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность ихсамостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение ихмотивации и интереса к учёбе.

В рамках деятельностногоподхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурныекомпоненты учебной деятельности — мотивы, особенности целеполагания (учебнаяцель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которыхявляется одной из составляющих успешности обучения в образовательномучреждении.

При оценкесформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, котораязаключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя иобучающегося к совместно-разделённой (в младшем школьном и младшем подростковомвозрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитаниядеятельности (в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте).

Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значениитермин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.·е.способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательногои активного присвоения нового социального опыта.

Способность обучающегосясамостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения икомпетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умениеучиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённыедействия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различныхпредметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающейосознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональныххарактеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагаетполноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности,которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебнуюзадачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала,контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышенияэффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений икомпетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного моральноговыбора.

Функции универсальных учебных действий:

·обеспечениевозможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения,ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы ихдостижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

·создание условий длягармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности кнепрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формированияумений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характеручебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметныйхарактер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного ипознавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственностьвсех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляциилюбой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Универсальные учебныедействия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формированияпсихологических способностей обучающегося.

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видовуниверсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общегообразования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный(включающий также действия саморегуляции), познавательный икоммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентациюобучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическимипринципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспектповедения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностныхдействий:

·личностное,профессиональное, жизненное самоопределение;

·смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и еёмотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает кдеятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какоезначение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

·нравственно-этическаяориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя изсоциальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своейучебной деятельности. К ним относятся:

·целеполагание какпостановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно иусвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

·планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётомконечного результата; составление плана и последовательности действий;

·прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, еговременныADVANCE \l7'ADVANCE \r4х характеристик;

·контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданнымэталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

·коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способдействия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата сучётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

· оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и чтоещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатовработы;

· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевомуусилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолениюпрепятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебныедействия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

·самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

·поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочихзадач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ иисточников информации;

·структурирование знаний;

·осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной иписьменной форме;

·выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости отконкретных условий;

·рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса ирезультатов деятельности;

·смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения взависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстовразличных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободнаяориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического иофициально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средствмассовой информации;

·постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмовдеятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют

Знаково-символические действия:

·моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, гдевыделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая илизнаково-символическая);

·преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих даннуюпредметную область.

Логические универсальные действия:

·анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных);

·синтез — составление целого из частей, в томчисле самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

·выбор оснований и критериев для сравнения,сериации, классификации объектов;

·подведение под понятие, выведение следствий;

·установление причинно-следственных связей,представление цепочек объектов и явлений;

·построение логической цепочки рассуждений,анализ истинности утверждений;

·доказательство;

·выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

·формулирование проблемы;

·самостоятельное создание способов решенияпроблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебныедействия обеспечивают социальнуюкомпетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению илидеятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждениипроблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивноевзаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

·планирование учебного сотрудничества сучителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способоввзаимодействия;

·постановка вопросов — инициативноесотрудничество в поиске и сборе информации;

·разрешение конфликтов — выявление,идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешенияконфликта, принятие решения и его реализация;

·управление поведением партнёра — контроль,коррекция, оценка его действий;

·умение с достаточной полнотой и точностьювыражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;владение монологической и диалогической формами речи в соответствии сграмматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средствкоммуникации.

Развитие системы универсальных учебныхдействий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативныхдействий, определяющих развитие психологических способностей личности,осуществляется в рамках нормативно‑возрастного развития личностной ипознавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание ихарактеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зонуближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровеньразвития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Универсальные учебные действия представляютсобой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого видаучебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действийи общей логикой возрастного развития. Так:

·из общения и сорегуляции развиваетсяспособность ребёнка регулировать свою деятельность;

·из оценок окружающих и в первую очередьоценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своихвозможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т.·е. самооценка и Я‑концепциякак результат самоопределения;

·из ситуативно-познавательного ивнеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действияребёнка.

Содержание и способы общения и коммуникацииобусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения идеятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений осебе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе развитияуниверсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативныхуниверсальных учебных действий.

По мере становления личностных действийребёнка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация)функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных,познавательных и регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляцияобщения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результатыребёнка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я‑концепции.

Продолжение »

© SHKaminino

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz