Пояснительная записка
Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена наформирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное,социальное, личностное иинтеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всегопоследующего обучения. Начальная школа — особый этап
в жизни ребёнка, связанный:
·с изменением при поступлении в школу ведущейдеятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранениизначимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной посодержанию;
·с освоением новой социальной позиции,расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитиемпотребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
·с принятием и освоением ребёнком новойсоциальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позициишкольника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного ипознавательного развития;
·с формированием у школьника основ уменияучиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность,осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстникамив учебном процессе;
·с изменением при этом самооценки ребёнка,которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
·с моральным развитием, которое существеннымобразом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками,общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учтены также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическоемышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменнаяречь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планированиеи умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление,осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; ·развитиецеленаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностногосмысла учения.
При определении стратегических характеристикосновной образовательной программы учитен существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и·т.·д.,связанные с возрастными, психологическими и физиологическим и индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
При этом успешность и своевременностьформирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойствличности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностьюпостроения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения,учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.
Целью реализации основной образовательнойпрограммы начального общего образования является обеспечение планируемыхрезультатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школыцелевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемыхличностными, семейными, общественными, государственными потребностями ивозможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальнымиособенностями его развития и состояния здоровья.
К числу планируемых результатов освоенияосновной образовательной программы отнесены:
·личностные результаты — готовность испособность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению ипознанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающиеих индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностныекачества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
·метапредметные результаты — освоенныеобучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные икоммуникативные);
·предметные результаты — освоенныйобучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждойпредметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованиюи применению, а также система основополагающих элементов научного знания,лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты формируются засчёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программыдуховно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формированиякультуры здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результатыформируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебныхдействий и программ всех без исключения учебных предметов.
В основе реализации основной образовательнойпрограммы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
·воспитание и развитие качеств личности,отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики,задачам построения российского гражданского общества на основе принциповтолерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального,поликультурного и поликонфессионального состава;
·переход к стратегии социальногопроектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологийобразования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня(результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
·ориентацию на достижение цели и основногорезультата образования — развитие личности обучающегося на основе освоенияуниверсальных учебных действий, познания и освоения мира;
·признание решающей роли содержанияобразования, способов организации образовательной деятельности и учебногосотрудничества в достижении целей личностного и социального развитияобучающихся;
·учёт индивидуальных возрастных,психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значениявидов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательныхцелей и путей их достижения;
·обеспечение преемственности дошкольного,начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессиональногообразования;
·разнообразие индивидуальных образовательныхтраекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённыхдетей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих росттворческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебногосотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Основная образовательная программа начальногообщего образования МОУ ООШ с.Камынина содержит следующие разделы:
·пояснительную записку;
·планируемые результаты освоения обучающимисяосновной образовательной программы начального общего образования;
·базисный учебный план образовательногоучреждения;
·программу формирования универсальных учебныхдействий у обучающихся на ступени начального общего образования;
·программы отдельных учебных предметов,курсов;
·программу духовно-нравственного развития,воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
·программу формирования культуры здорового ибезопасного образа жизни;
·систему оценки достижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программы начального общего образования.
Разработанная основная образовательнаяпрограмма начального общего образования предусматривает:
·достижение планируемых результатов освоенияосновной образовательной программы начального общего образования всемиобучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
·выявление и развитие способностейобучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студийи кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числесоциальной практики, с использованием возможностей образовательных учрежденийдополнительного образования детей;
·организацию интеллектуальных и творческихсоревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательскойдеятельности;
·участие обучающихся, их родителей (законныхпредставителей), педагогических работников и общественности в проектировании иразвитии внутришкольной социальной среды;
·использование в образовательном процессесовременных образовательных технологий деятельностного типа;
·возможность эффективной самостоятельнойработы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;
·включение обучающихся в процессы познания ипреобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района,города) для приобретения опыта реального управления и действия.
МОУ ООШ с.Камынина ознакомило обучающихся и их родителей(законных представителей) как участников образовательного процесса:
·с уставом и другими документами, регламентирующимиосуществление образовательного процесса в этом учреждении;
·с их правами и обязанностями в частиформирования и реализации основной образовательной программы начального общегообразования, установленными законодательством Российской Федерации и уставомобразовательного учреждения.